Воспитание в стиле Монтессори. Поощрения и наказания


Есть разные стили воспитания, и один из самых известных идет под кодовым названием «метод кнута и пряника». За плохое поведение наказывают, а за хорошее хвалят и всячески поощряют. Есть еще один похожий метод, он отличается от «кнута и пряника» тем, что плохое=ненужное поведение игнорируется, а хорошее=нужное подчеркивается — и человека, не важно, взрослого или ребенка, награждают словами или чем-то еще. Все это похоже на дрессировку.

Но есть альтернативный подход. Как вы уже догадались, его создала Мария Монтессори. Работая с большим количеством детей, она заметила, что дети на самом деле равнодушны к разного рода наградам.

воспитание поощрения наказания
Мы часто по привычке и автоматически хвалим, но это не идет на пользу. Есть даже выражение такое — «перехвалили». Думаю, в какой-то мере каждый испытал это на себе.

Когда мы всячески поощряем, то как бы перетягиваем радость ребенка на себя, подсаживаем на награды, будь то простое «молодец» или же новая машинка. Ребенок перестает делать что-либо для своей внутренней потребности, он начинает делать все только ради внешнего поощрения. Ребенок становится зависимым от чужого мнения и отношения. К сожалению, когда маленький человек становится большим, то зависимость от общественного мнения никуда не уходит. Конечно, нужно поддерживать, одобрять, гордиться, радоваться вместе с ребенком, но не хвалить за все подряд.

Мария Монтессори отвергала телесные наказания, ругание, а так же игнорирование. Ребенок, который действует разрушительно, всегда должен быть остановлен настойчиво, но уважительно.

Нельзя сказать, что в монтессори-классах совсем не наказывают. Там провинившийся садится на какое-то время на стульчик чуть в стороне, но к нему относятся с нежностью и лаской, и внимания ему уделяют еще больше, чем другим детям. А часто бывает так, что ребенок просто не знает, куда применить свои силы, и вместо наказания ему нужно предложить альтернативу.

Когда я отказалась от вездесущего «молодец», стало труднее. Пришлось по-настоящему вникать в то, что делает ребенок, я стала учиться отражать эмоции детей. Не легко совсем избавиться от желания сказать: «Ой какая ты умница!», а найти другие слова, чтобы ребенок видел мой интерес к его работе.
То же самое и с наказаниями — нужны самоконтроль и даже привычка, но еще больше необходимы любовь и уважение к себе и ребенку. Уважение и строгость, спокойствие и наблюдательность, даже смекалка — вот эти качества мне как маме приходится развивать.

Ну и, пожалуй, самое главное — когда отсутствуют наказания и поощрения, то возрастает внутренняя мотивация ребенка. И мне кажется, что внутренняя мотивация — это и есть сила воли, а она нужна каждому человеку.

Елена Нестерова, мама сова С уважением,

Елена Нестерова

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.
Комментарии:

Оставить комментарий

*