Воспитание в стиле Монтессори. Наблюдение


Все мы, заботясь о наших детях, пытаемся понять, какие игрушки подходят им по возрасту, какие развивающие пособия необходимы. Чтобы это узнать, мы читаем специальную литературу, спрашиваем совета у педагогов и опытных мам. Но несмотря на все это, ребенок, поиграв полчаса новой игрушкой, бросает ее, а если зовем его позаниматься прекрасной развивашкой, то ребенок занимается без интереса и энтузиазма, постоянно на что-то отвлекаясь.

Конечно, иногда мы точно знаем, что ему нужно, и попадаем в цель с первой попытки. Но это случается только тогда, когда мы наблюдаем за тем, как и во что ребенок играет. И уже основываясь на своих наблюдениях, определяем, что сейчас для него актуально. Все знания о сензетивных периодах развития и других концепциях могут только подсказать, вдохновить, но они не дадут четкого ответа, что и в каком возрасте нужно именно нашему ребенку.

дети воспитание монтессори

Родитель, не знакомый с разными педагогическими методами, но внимательный и наблюдательный, скорее и точнее определит потребности ребенка. Вот и получается, что наблюдение, сосредоточенный взгляд на ребенка важнее знания развивающих методик.

Навыком наблюдения должен обладать и монтессори-педагог, и монтессори-мама. Без непредвзятого наблюдения невозможно правильно оценить, какие пособия сейчас необходимы ребенку для развития. С одной стороны, педагогу в классе наблюдать легче — он относится непредвзято, и это его работа. Но мама, в свою очередь, лучше знает историю малыша, его чувства.

Можно обойтись без наблюдения, как я старательно делала долгое время, упорно его игнорируя. Мне было лень наблюдать, ведь это же надо бросить все дела, остановиться и смотреть, делать выводы, а не улетать мыслями в неведомые дали. Я составляла план занятий или брала готовый, и неизменно было то, что я следовала не за детским интересом. Намного проще идти по плану, чем за детским интересом. Конечно, я терпела постоянные провалы, дети быстро теряли желание заниматься и уходили от темы, которую я предлагала изучить. А через какое-то время им становилось это интересно, но у меня же план и новая тема…

Легко наблюдать за ребенком, когда он еще в животике, легко наблюдать, когда еще только родился, сел, пошел. Но чем старше становится ребенок, тем сложнее за ним наблюдать, внимательно и сосредоточенно смотреть, спокойно и неспешно анализировать увиденное.

Однако есть хорошая новость! Осознанно наблюдать может научиться любой человек.

Что же нам необходимо для наблюдения?

✔ Хорошее настроение и расслабленность.

✔ Здоровый, не уставший ребенок.

✔ Определить цель нашего наблюдения. Например, мы хотим узнать, как ребенок умеет общаться с другими детьми, какие навыки ему нужно оттачивать, какие есть качества характера.

✔ Оторваться от дел и тихо сесть и смотреть на ребенка и НЕ вмешиваться, вообще стараться быть незамеченным. Ну а если пытаются втянуть в игру — то проанализировать, почему, с каким отношением вас втягивают, и сделать выводы.

Что можно делать с наблюдениями дальше?

✔ Можно просто запомнить, но как известно — все забывается. Можно фотографировать и снимать видео, по прошествии какого-то времени сравнивать. Можно записывать в дневник, а можно в специальную таблицу, где вы делаете столько граф, сколько считаете нужным. Например: сегодняшние дела, время концентрации, эмоциональное состояние, уровень сложности. Я пользуюсь первым и последним способами.

Наблюдение дает огромные плюсы!

✔ Если вы наблюдаете, то знаете, что реально необходимо ребенку в его развитии, а что уже можно убрать с полок и из слов.
✔ Только наблюдая вы правильно составите программу обучения своего ребенка.
✔ Когда вы наблюдаете, вы намного лучше узнаете своего ребенка, и отношения ваши более доверительны.

Вот пара советов от опытных наблюдателей:

✔ Один из самых хороших моментов для наблюдения — это утро, когда малыш просыпается, одевается. В это время вы очень хорошо увидите навыки своего ребенка по самообслуживанию и многие черты характера.

✔Если у вас несколько детей, то единовременно наблюдайте только за одним ребенком.

Навык наблюдения не появляется мгновенно, для его выработки понадобится от месяца до трех. Так что запаситесь терпением и смело приступайте к делу. Вы много нового узнаете о своих детях и будете ближе к ним!

Елена Нестерова, мама сова С уважением,

Елена Нестерова

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.
Комментарии:

Оставить комментарий

*