7 причин беспорядка в детской комнате


Когда задаешь людям вопрос о причине беспорядка у них дома, многие отвечают: «Дети!» А детская комната часто похожа на пульсирующий источник хаоса. Детям очень сложно организовать как самих себя, так и пространство вокруг. И это не от вредности, а от незрелости нервной системы. Как известно, самые «интеллектуальные» области в лобных долях мозга созревают дольше всего — до 18-20 лет. Те самые отделы, которые отвечают за целеполагание, планирование, самоконтроль и критическую самооценку. Так что стихийность мышления у детей и подростков легко выливается во внешний мир. И буквально затапливает квартиру потоками неубранных игрушек, недостроенных моделей, забытых тетрадей и брошенных где попало вещей.
беспорядок в детской
До поры до времени родителям приходится компенсировать детскую незрелость снаружи. И уметь справляться с моментами, которые осложняют и без того трудное для детей поддержание порядка.

Причина 1. Слишком много вещей, которыми дети не пользуются.

Дети очень быстро растут, поэтому детская комната, пожалуй, самая динамичная часть дома. В ней вещи появляются, ломаются и морально устаревают гораздо быстрее, чем в любом другом помещении. Но в этом и кроется подвох! Пытаясь дать ребенку нужное для развития прямо сейчас, родители часто не успевают убирать из комнаты то, что УЖЕ не нужно. Или ЕЩЕ не нужно. Игрушки и книжки, которые малыш перерос. Сломанные вещи, которые потеряли функциональность. Одежда «на вырост». Неудачные покупки, которые «не сыграли». Обилие несогласованных подарков от друзей и родственников. Все это складывается в горы хлама, среди которых даже взрослому трудно навести порядок. Не говоря уж о детях.

Решение очевидно — необходимо регулярное тщательное расхламление. Как его проводить корректно и эффективно — тема отдельного разговора.

Причина 2. Слишком много полезных вещей в открытом доступе.

Нынешняя доступность детских товаров и стремление «дать ребенку все» часто приводит к тому, что полезных игрушек и инвентаря у детей больше, чем в состоянии переварить их психика. Когда вокруг всего слишком много, неустойчивое детское внимание мечется с одного яркого предмета на другой, нигде толком не задерживаясь. В итоге ребенок все раскидал, ни с чем толком не поиграл — и ноет, что скучно. Мозг перегружен информационным «шумом», и ему требуется помощь взрослого, чтобы снова прийти в себя.

Классическое решение — разделить игрушки, развивающие игры, пособия и прочее на 2-3 части, оставив в свободном доступе только одну из них. И время от времени проводить «смену караула».

Причина 3. У вещей нет своего места.

Иногда вещи лежат где попало просто потому, что ребенок точно не знает, куда их убрать. А потом, наоборот, не может найти в куче разнородных предметов. И от этого каждый раз перекапывает и раскидывает все свое имущество.

Даже в хорошо организованной детской такое бывает после больших праздников, когда подаренные сокровища еще не обрели свое законное место.

Решением проблемы будет сортировка всего детского хозяйства на общие категории, понятные ребенку. И выделение для каждой категории одного конкретного и единственного места хранения. Ящик для машинок. Полка для кукол. Контейнер для детской посуды. Стаканчик для карандашей. Коробка для конструктора. Хранилища лучше подписать или приклеить соответствующие картинки.

Причина 4. Убрать вещь на место — слишком сложно.

Если для того, чтобы убрать машинку, приходится сдвинуть один контейнер, поднять другой, а потом еще открыть и закрыть заедающую крышку — не надо удивляться, что машинки продолжают валяться в центре комнаты. Чем проще возвращать вещь на место, тем больше вероятности, что она будет убрана. Задача взрослых — подобрать такие средства хранения для детской, которые будут удобны для маленьких хозяев.

Причина 5. Ребенку не понятна последовательность действий.

Далеко не все дети, даже школьного возраста, четко себе представляют, что конкретно и в какой последовательности нужно делать после слов мамы: «Убери в комнате». Как мы помним, целеполагание и планирование работают пока плохо. Взрослый человек может представить себе цель — образ чистой комнаты, сравнить его с нынешним состоянием и составить последовательный план действий. Ребенок же действует хаотично и от этого неэффективно.

Задача взрослого — помочь понять, что именно означает «чистая комната» и проговорить конкретные простые действия, приводящие к результату. А потом проконтролировать их выполнение.

Причина 6. Не сформированы ритуалы и привычки чистоты.

Как известно, залог порядка — привычка его поддерживать. Даже маленькие, но регулярные действия дают эффекта больше, чем эпизодическая генеральная уборка. Главная привычка, на которой все держится — возврат вещей на свои места. С ней ребенка лучше знакомить как можно раньше. Но перед этим убедиться, что родители сами ей следуют. ?

Кроме того, полезно ввести небольшие ритуалы чистоты, которые приурочат регулярное наведение порядка к событиям дня. Уборка игрушек перед сном. Проверка портфеля в конце учебной недели. Помещение грязной одежды в корзину для белья утром или вечером. И так далее.

Причина 7. Ребенок уже вырос.

Если ваша милая девочка красится перед каждым выходом из дому, любимый мальчик бреется по утрам, а беспорядок в их комнате процветает, то причина у него одна — дети выросли! ? И теперь воспринимают свое личное пространство как зону личной ответственности. Собственно, так оно и есть. Стихийность мышления, помноженная на гормональные бури, никуда не делась. Зато появилась острая необходимость обозначить границы. Подросток может люто охранять свой бардак от взрослых не потому, что он ему нравится. Просто по-другому у него пока не получается. Наводить свои порядки в комнате подростка — все равно что самовольно убирать на рабочем столе и в деловых бумагах мужа. Взрыв эмоций гарантирован.

Родители, как хозяева дома, могут требовать общей гигиены. Могут и должны демонстрировать личный пример и предлагать помощь. Когда все это сделано, остается утешать себя тем, что скоро дитя совсем вырастет, заживет самостоятельно и будет устраивать раскардаш в другом месте. ?

А какая причина беспорядка в детской кажется самой главной для вас?

Светлана Виноградова, организатор пространства Вместе сделаем жизнь удобной!

Светлана Виноградова

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.
Комментарии:

Оставить комментарий

*